Родившийся 18 марта 1939 года на Крите, Маркопулос изменил весь ландшафт современной греческой музыки, включив традиционные греческие инструменты в классический оркестр, движение, которое он назвал «возвращением к корням».
Его творческая деятельность охватывает циклы песен, крупномасштабную оркестровую, хоровую и оперную музыку, а также известные работы для театра, танца, телевидения и кино.
Его запоминающаяся музыка для телесериала BBC Who Pays the Ferryman? стал хитом в Великобритании, оставаясь в топ-40 британских чартов в течение нескольких месяцев в 1977 и начале 1978 года, что принесло композитору международную известность и приглашение исполнять его музыку по всему миру.
Маркопулос начал свое формальное музыкальное образование в Афинской консерватории, где изучал композицию и оркестровку. В 1967 году в Греции была установлена военная диктатура. Маркопулос уехал в Лондон, где обогатил свои знания под руководством английского композитора Элизабет Лютьенс. В Лондоне он написал светскую кантату Ilios o Protos (Солнце первое) на стихи Одиссея Элитиса (Нобелевская премия 1979 г.) и завершил музыкальную церемонию Idou o Nymphios.
Находясь в Лондоне, он также сочинил Chroismoi (Оракулы) для симфонического оркестра и Танцы Пиррихов A, B, C (первые три из 24 танцев, которые он завершил в 2001 году), которые были исполнены в 1968 году Лондонским концертным оркестром в Зале Королевы Елизаветы. к большому одобрению критиков. The London Evening Standard писала: «Маркопулос — гигант греческой музыки. Но он демонстрирует не титаническое эго, а безмерную теплоту».
В том же году ему было поручено написать музыку к шекспировской «Буре» в постановке Английского национального театра под руководством Дэвида Джонса.
Он вернулся в Афины в 1969 году, все еще находясь в тисках военной диктатуры. Воодушевленный видением демократии, он основал музыкальный ансамбль, состоящий из студентов и молодых интеллектуалов. Ансамбль продолжал исполнять бесчисленные музыкальные произведения, сочетающие греческие элементы с интернациональными звуками и текстами на стихи греческих лауреатов Нобелевской премии Джорджа Сефериса и Одиссеаса Элитиса, а также других известных поэтов и лириков. Его песни исполнялись людьми, противостоящими режиму, становясь мощным инструментом сопротивления и способствуя восстановлению демократии. Его работы часто затрагивали темы любви, утраты и состояния человека, вызывая глубокий отклик у публики.
С 1980 года он вступил в новую фазу своей музыки, погрузившись в произведения классического жанра. Среди них его Концерто-рапсодия для лиры с оркестром, Митроа для струнного оркестра, квартеты «Тетрады», а также оратории, сонаты, камерные произведения и вокальные циклы. Одна из его самых важных работ, «Литургия Орфея», была опубликована в 1994 году и впервые представлена во Дворце изящных искусств в Брюсселе. Он был записан со всемирно известным бас-баритоном Хосе Ван Дамом и выпущен на международном уровне вместе с другими его симфоническими произведениями на лейбле классической музыки Naxos.
У него остались жена, певица и давний соавтор Василики Лавина и их дочь Элени.
Президент Греции Катерина Сакелларопулу сказала:
«Я с волнением прощаюсь с композитором, который искал вдохновения во множестве нашей музыки и преобразовал свой идеал в современный, интересный, многомерный, полностью индивидуальный язык».
Его семья заявила:
«Музыкальная душа Греции замолчала».
В настоящее время планируется провести крупное мероприятие, посвященное его жизни и работе, 9 октября в Одеоне Герода Аттика в Афинах, 9 октября 2023 года. Дополнительная информация будет доступна в надлежащее время.